Содержание
1. Связь Эго и стресса.
Под стрессами мы понимаем ментально-эмоционально-физиологические реакции на факторы, сбивающие «с ног» привычную жизнедеятельность индивидуума. И чем больше у человека психологических защит, т.е. тех самых кирпичиков в цитадели ЭГО, тем, с одной стороны, ему легче устоять против стрессовой интервенции. Но ВРЕМЕННО. А с другой — наоборот, в последствии он способен навлечь на себя еще крупнее негатив.
Ибо то, что вы прячете ВНУТРИ «примагничивает» аналогичный внешний интерес. Это Тень (по Карлу Юнгу), своеобразный запретный плод, в первую очередь для вас самих…
Стресс возникает, когда кто-то посягает на ваше достоинство, имидж, морально-нравственные ценности. Еще на материальное благополучие и когда существует угроза жизни физической — через болезнь или чрезвычайные ситуации.
2. О стрессах на основе невротичности.
Давайте поговорим о стрессах, не связанных с катаклизмами, а спровоцированных невротичностью. Часто бывает, что сознание человека не владеет ресурсами совладания с нехарактерной ситуацией. То есть личность не имеет ОПЫТА по определенной проблеме. Или то, что случилось, не соответствует ее убеждениям.
Например, вам нахамили. А вы ответно либо молчите, либо нотацию читаете вместо того, чтобы хаму влепить одноименную оплеуху. Только так он поймет, что вы можете за себя постоять.
3. Эго, стресс и развитие личности.
Но вас в детстве авторитетные источники учили быть вежливыми ВСЕГДА и со ВСЕМИ. Поэтому вы не сориентировались на здесь и сейчас ИНТУИТИВНО. Также как и вечно хамящий не прочувствует, как вести себя в интеллигентной среде.
У вас нет релевантного ситуации поведенческого паттерна. Не потому, что вы что-то не учли, не прочитали, не подготовились. Здесь другая причина — утраченная спонтанность. Или не выработанная. Ввиду ранней невротичности. Я называю спонтанность — правой рукой интуиции.
Выходит, что стены вашей эго-цитадели несовершенные, поэтому снаряды переживаний пробьют защиты и влетят во внутрь психики, там что-то разрушив. Запустится невротическая реакция. И это неплохо (см. Карен Хорни «Невроз и развитие личности»).
Потому что у человека начнут активизироваться, перераспределяться силы на то, чтобы очаг деструкции ликвидировать. Вы начинаете искать выход, модернизировать старые программы своей жизни, расширять мировоззрение. По Гансу Селье дозированный стресс служит эволюции личности, повышает ее адаптационные способности.
Но если у вас выраженная эгоцентричность, когда глыбы перфекционизма в вашей цитадели скрепляются чуждыми вашей личности убеждениями, ценностями, возможно, навязанными человеку как социумом, так и частными авторитетами, то ждите врагов извне. Мудрая жизнь в лице «негативных» посыльных, то есть стрессов, будет освобождать вас от невротических оков, от всего ложного, идеального. Тем самым прокладывая ПУТЬ к вашему подлинному «Я».
4. Подлинное «Я» без эго-цитадели.
Только оно связано с Богом, с коллективным психическим полем. И не требует, увы, никакой защиты, потому что уровень, где переливается безусловной любовью ваше истинное «Я» — духовный. Это полное доверие миру. У вас уже нет врагов внутри, то есть тех непринятых теневых частей, следовательно, не придут и внешние.
А Эго, разжившееся на уровнях Окружения, Поведения, Способностей, Убеждений и посаженное на сухой паёк на вершине Идентичности, в прах превращается на ДУХОВНОМ уровне (см. пирамиду по Р. Дилтсу). По ступеням потребностей к смыслу жизни
Большая часть общества, к сожалению, существует на первых четырех, с натяжкой — пяти логических уровнях по Роберту Дилтсу. И тратит жизнь на укрепление своей эго-цитадели, явно ошибаясь, что стабильность их защитит.
Сюда входят полезные связи, материальные накопления, профессиональные навыки, ощущение собственной значимости, отстаивание своих убеждений и ценностей. А все, что это дестабилизирует, воспринимается как стресс.
Такой тип сознания считается фрагментированным, а не поточным. Эго ведь всегда за что-то зацеплено. И обязательно осуждает и конфликтует с не разделяющим его позицию другим, тоже имеющим фрагментированное сознание. Иначе бы они не пересеклись.
А должны! Через конфликт, болезнь, стресс их возвращают в поток.
5. Духовность — не сюрреальное переживание.
Духовность же — не сюрреальное переживание с видением ангелов и Бога, а полное доверие этому миру. Ваша личность распахнута и готова принимать новый опыт восторженно, без опасений, как новорожденный с необособленным сознанием. Она действует на основе интуиции, а не заскорузлых убеждений, поэтому каждый ее шаг — это жест Вселенной в сторону созидания общего. Именно на этом уровне, который еще именуется «Миссией», характер человека перестает управлять его судьбой.
6. Без треугольника Карпмана.
В парашютном спорте есть такое понятие, как «лечь на поток». Выходящий в небо парашютист сразу расслабляется, доверившись воздушным массам. В таком состоянии растягивается парение, снижается скорость падения, человек наслаждается полетом и совершает необходимые упражнения, используя силу пространства. А сгруппировавшись в камень, он камнем и летит ниц, нокаутируемый вражескими воздушными потоками. Ведь он напрягшийся чужак, не доверяющий никому. И боль от тычков, увы, закономерна.
Расхожие темы с порчами, сглазами, проклятьями, завистями и конфронтациями приходят на ум в этой связи. Социум кишмя кишит этой эгоцентрированной несуразицей. Носители тени (по К.Юнгу) будут искать ее вовне. И найдут на свою голову.
Закусится тогда Тень №1 с Тенью №2, то бишь Жертва и Агрессор, и обязательно Спасатель в контексте треугольника Карпмана вмешается. Как правило, это невротик с удвоенной Тенью внутри себя. «Щас я свечами черноту с вас отолью»- заверяет Он. Или «под теплым одеялом заботы страдальца усыплю, а его обидчика прогоню».
Брээээээээээээд. Попробуйте, уважаемый, сначала спасти себя. Этот безумный, безумный мир…людей. И о пятнышке в нем по имени «Ты».
7. Просветление вне Эго.
Чем больше у человека психологических защит, обусловленных значимостью Эго, тем интенсивнее и учащеннее стрессы. Самым ярким примером тому является всем известная история просветления Будды. Он отрекся от семьи, ушел в лес, жил в аскезе, соблюдал все духовные правила. А просветления все не наступало. Стресс отчаяния терзал его эгоцентричное, супер духовное, рассчитывающее на свои силы сознание до тех пор, пока Сиддхартха Гаутама не сдался, заявив, что по сути является никем.
И само по себе случилось чудо — рухнула цитадель эго и чистое «Я» слилось с миром без примеси рассудка. Это и было просветлением. Оказывается, дом, который ты искал, всегда был с тобой. И никто кроме твоего разума, рождающего стрессы, не мешал тебе насладиться пребыванием в нем.