Содержание
1. С экзистенциальным Первомаем!
С Праздником! Мира и созидательного труда всем! Сегодня я обратила свое внимание на Первомай экзистенциальный, без видимой сознательной причины навеявший мне на ум четверостишье из стихотворения Николая Заболотского. «Не позволяй Душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь. И день, и ночь».
Да, именно трудиться! А зачем? Как? Для ответа на эти вопросы однозначно следует погрузиться в мировоззрение автора. Замечу, что в своё время, а это школьный период, стих на меня не произвёл никакого впечатления. Зато сейчас, в зрелом возрасте, возможно, опираясь на экзистенциальный запрос моего подсознания, я хочу сконцентрироваться на этом произведении Николая Алексеевича, не обойдя вниманием и его многострадальную судьбу.
Тельцовая личность (по гороскопу) автора, с детства взращенная на роскошной (под Казанью) земле, казалось, ноздрями вобрала в себя запах свободолюбивой жизни. И вознамерилась с бычьим упорством трудиться на благо самой величественной госпожи, без которой не будет всего живого. Имя ей Природа. Вдохновившись трудами Циолковского, поэт-философ всем своим цельным нутром включился в постижение этого единого цикла бытия, скромной плотской частицей которого он чувствовал себя до последних дней.
2. «Не позволяй душе лениться». Стихотворение. Анализ.
А неброское на слова, но сильное духом «Не позволяй душе лениться» (стихотворение, анализ) стало конкретной инструкцией для потомков по адаптации ранимой поэтической души к жесткой прозе социальной жизни. Да, в ее инстинктах было бессмысленно разбираться тогда, да и абсурдно сейчас искать даже молекулы справедливости.
И так, перечитывая стихотворение, я эмоционально забуксовала, по моему восприятию, на строках — истязаниях поэта над собственной душой. Хозяин стиха призывает «гнать ее от дома к дому», «по пустырю, по бурелому», «тащить с этапа на этап». Еще он настаивает, чтоб «не разрешать ей спать в постели», обязательно «держать лентяйку в черном теле», «хватать за плечи», «учить и мучить до темна». Какие-то концлагерные пытки! Даже читающему становится больно. Все сжимается внутри.
3. Отражение психотравмы в произведении.
Но это, увы, закономерно. Ведь он делится с нами своими психологическими защитами по преодолению тягот лагерного заключения. Его оригинальное натурфилософское мировосприятие, отразившееся в творчестве, по зависти иль ввиду умственного дефекта жестко исказили злопыхатели. Его предали, совершив донос, очернив клеветнической рецензией. И талантливый человек изначально был приговорен к крайней мере наказания как враг народа. Видимо, тогда и была нанесена его душе фатальная психотравма, флэшбэки которой преследовали его всю оставшуюся жизнь.
Наверное, только божьим промыслом он избежал смертной казни. Но когда в следственных застенках садисты НКВД его уничтожали морально и физически, он что-то подобное «не позволяй душе лениться» (стихотворение, анализ), точнее, «держаться, чтоб чем-то не скомпрометировать товарищей», затуманенным болью разумом продолжал внушать себе.
А потом случились пять лет заключения, суровости которого, возможно, закалили дух личности и не превратили в тлен тело. В будущем его восстановили в Союзе писателей, он вернулся к претворению в реальность своих творческих мыслей, всё наставляя себя: «Не позволяй душе лениться» (стихотворение, анализ).
4. Флэшбэки вытесненных переживаний.
Однако тонкая душа поэта, размозжённая кувалдой несправедливых испытаний, была поражена настолько, что подсознательная боль преследовала Заболоцкого почти до самой смерти. Все меркли и «меркли знаки зодиака». Душа поэта не вынесла «противостояние Марсу». И буквально за несколько месяцев до физического ухода, автор в «Не разрешай душе лениться» (стихотворение, анализ) раскрыл миру тайну своего выживания в тюрьме и лагере, заодно разгрузив бессознательное от дичайшего напряжения.
Скорее всего, там, в заключении, человек, чтобы спасти свою психику, диссоциировался от тотальной боли, которую не в состоянии был пережить эмоционально. В этой связи мозг механистично констатировал реальность, а тело терпело, животным инстинктом реагируя на повседневную физическую угрозу.
И финальный флэшбэк, до поры перманентно гнездившийся в подсознании поэта, в итоге рванул на бумагу ошеломляющим откровением запредельно настрадавшейся психики. Да, бей, терзай эту душу, волочи ее по этапу, не жалей. Пусть трудится, не прикрывая глаз, не покладая рук. Это как защитная аутоагрессивная реакция психики ребенка на родителя, наказавшего его. Малыш не в силах постоять за себя, он маленький, он боится. Тогда он кричит, избивая себя: «Да, я плохой, вот мне, вот мне. Так мне и надо!» Только так он и выживет психологически…
Есть мысль, что автор полностью не принял именно эмоционально, как страшно, как разрушительно ему было в том времени. Поэтому он компенсаторно очеловечил душу, сам выступив в роли агрессора по отношению к себе. Так он подсознательно транслирует миру: «Смотрите, как талантливый человек с «царским» мышлением превращается в «раба», «работника», почти уничтоженного режимом. А он старался для страны. Обидно…
5. Талантливый поэт принадлежит будущему.
Господи, столько боли в этом простом стихотворении. Вполне логично, что в период школьного ученичества его невозможно было глубинно воспринять. И пусть произведение Николая Алексеевича «Не позволяй душе лениться» (стихотворение, анализ) поможет людям войти в экзистенциальный круг жизни, где понимание и принятие каждого рождает шанс на преображение всех. Где оригинальное мышление личности будет защищено от ядовитого критиканства бездарей и пыток подкорковых садистов. Где взаимопревращение неживых и живых форм материи, включая человека, сформирует систему гармоничного мироздания, а не конкретного социального строя.
Все талантливые поэты принадлежат будущему. Сейчас в завершении вспомнила еще поэму Н. Заболоцкого «Торжество земледелия». Нет сомнений, что тоже приуроченная мной к экзистенциальному Первомаю, слегка критичная, она сегодня может быть не менее актуальной, как и в 1929 году. Так, с гиканьем майский полет «безобразных, больших журавелий», в клювах которых развиваются свитки-приказы на ветру, вызывает как и встарь у людей недоумение, ведь «убытком признаны трехпольные труды», славящиеся хозяйственным подходом к матушке земле. Все добротное и основательное, к сожалению, становится лишним…