А надо ли задумываться о смысле жизни? В свое время два с мировой известностью психотерапевта из Австрии — Зигмунд Фрейд и Виктор Франкл совершенно полярно оценили смысл человеческой жизни. Так, основоположник психоанализа заявил, что «в тот момент, когда человек начинает задумываться о смысле и ценности жизни, можно начинать считать его больным.“
Содержание
1. Про основателя логотерапии.
А вот основатель логотерапии В.Франкл, уже состоявшийся на международном уровне ученый, психоневролог сторонник противоположной парадигмы. В годы Великой Отечественной войны он пошел на осознанный эксперимент — поддался нацистам. И вместе с родственниками попал в концлагерь. Известно, что в преддверии войны он доработал свою великую теорию о смысле жизни, которая является «главной движущей силой развития личности». И там, в заключении, он полностью подтвердил свою гипотезу о том, что шансы на выживание имеют не люди с крепкой и здоровой плотью, а личности, держащиеся за свой сильный дух.
Он писал:
У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.
Может быть, поэтому сегодня так распространены ноогенные неврозы, которыми страдают современные люди. Суть их в чувстве экзистенциальной пустоты, отсутствии смысла жизни. И закономерном росте суицидальных тенденций, саморазрушающего поведения.
2. Случай из практики.
Я же, врач-практик, достав из своего богатого запасника на эту тему показательную историю, хочу поделиться ей. Когда я работала в кардиологическом стационаре, то в один из дней заведующая дневного отделения предложила мне пообщаться с очередной ее пациенткой. «Она ничем твоим не болеет. Она вообще не болеет. Только два раза в год приходит на капельницы для поддержания сердца и сосудов. Просто побеседуй с ней. Может быть, о смысле жизни. Она уникальная. Тебе будет крайне интересен диалог с ней», — продолжила кардиолог. Что ж, я с удовольствием согласилась.
И вот напротив меня в кресле сидит стройная, чуть подсушенная годами женщина. Я же в истории болезни неоднократно читаю ее «старушечий» возраст — «74» и сопоставляю с внешностью. Не может такого быть, тем более на фоне столь сложной судьбы.
Ведь в 24 года с рождением сына-инвалида резко закончилась ее карьера аспиранта кафедры. А супруг сбежал от проблем. Это не осуждается, конечно. И она из Москвы вернулась к родителям. Затем в течение пяти лет поочереди их похоронила. При таком тотальном горе высокий интеллект женщины без отдыха просчитывал ее ресурсы. Она совсем не задумывалась о смысле жизни. Постоянно оттачивала в себе ответственность за мальчика. И укрепляла свое волевое решение жить ради невиноватого ни в чем создания. Жить как робот. Все это и «оставило ее на этой земле». А потом еще и утвердило в заслуженном праве быть счастливым человеком.
Но это ведь не возможно, если по-обывательски рассуждать. О каком там смысле существования следует размышлять? Она — несчастнейшая женщина — без родителей, разведенная, с навсегда больным детиной. Без будущего, без достижений в науке, которыми бредила с шестого класса средней школы.
3. Пробуждение личностной силы.
Но все померкло пред некой силой, проявившейся через нее. Ведь на арену вышел мощный дух этого человека. Бесполый, он каждодневно спасал, поддерживал жизнь ребенка. Было много операций, поездок, но с инвалидной коляски парень так и не встал.
И понимание того, что без нее, матери, не будет и его, заставляло эту женщину не просто жить, но «навечно» сохраняться. Зарядка, холодный душ, скромное питание, прогулки с сыном. Через нее — его образование. Друзья поддерживали чуть и сослуживцы на работе сострадали. А после шестидесяти вдруг начали еще завидовать на предмет ее моложавости и крепкого здоровья.
Она не разглагольствовала никогда о смысле своей жизни. Только действовала, выживала, сохраняла ребенка. И больше никогда о суициде не помышляла. А сильный интеллект работал на анализ ситуаций с ней и с подопечным, на прогноз, на перспективу. «Ума не надо много, чтоб до ИБС и сахарного диабета жировать».
4. Путь воина Духа.
Прожить не хорошо, вольготно, сытно и расслабленно, а с уважением к себе, достойно. Вот цель в ментальной обработке, к которой она под велением духа шла, не уставая. Наоборот, силой, волей и характером преумножалась. И организм безропотно ей подчинялся. И что на это бы нам батюшка Фрейд молвил? Без секса и оргазма женщина, невротик, удовлетворений базовых потребностей напрочь лишена? А Франкл бы поддержал ее:
Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».