Содержание
1. Перинатальные матрицы Грофа в трансперсональной психологии.
Трансперсональный психотерапевт Станислав Гроф, работая с клиентами в изменном состоянии сознания, отдельно выделил переживания людей, связанных с травмой биологического рождения. А последовательные периоды, проявляющиеся «проживанием опыта» на эмоциональном и физиологическом уровне, он назвал БПМ. Это четыре перинатальные матрицы Грофа.
В медицине «ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ» включает в себя период с 22 недели жизни плода (пренатальный), интранатальный (сами роды) и постнатальный (7 дней после родов). Можно предположить, что у Станислава Грофа перинатальный период объединяет все 9 месяцев внутриутробной жизни.
Но не только личные физиологические и эмоциональные аспекты проявляются в данных матрицах. Сознание человека выходит за рамки персональной истории и объединяется с коллективным бессознательным (по Карлу Юнгу). Когда, например, процесс индивидуальных родов превращается в греческий миф, сцену апокалипсиса, полотно великого художника-сюрреалиста.
Трансперсональный опыт показывает: то, что проходит эмбрион в борьбе за свое рождение, универсально для всего человечества, переживающего природные катаклизмы, войны, голод, болезни.
Так-как подобные образы-символы сопровождают любого, проходящего в измененном сознании перинатальные матрицы Грофа, то это является косвенным доказательством «клеточной» памяти. По мнению мастера холотропного дыхания.
Для каждой стадии рождения (БПМ) формируется своя психодуховная программа, которая отражает модель проживаемой жизни индивидуумом уже после рождения. Если эмоции и ощущения, характерные для определенной матрицы, были травматичны, то в сознательной жизни этот психодуховный план может проявляться психической патологией — индивидуальной и социальной. А также задействовать сферы: искусства, политики, религии, философии и т.д.
Еще важно отметить, что проживая в трансе перинатальные матрицы Грофа, многие индивиды детально передают мысли, чувства матери, даже ее действия, видимо, отождествляясь с ней. Также они рассказывают о том, как протекали роды, какое было родовспоможение — щипцы, вакуум-экстракция, стимуляция, выдавливание, кесарево сечение. И все эти данные в последующем через медицинскую документацию проверялись.
Далее я предлагаю всем познакомиться с матрицами рождения более подробно.
2. Перинатальные матрицы Грофа. БПМ-1.
а. О связи с матерью.
Почему Станислав Гроф назвал эту матрицу АМНИОТИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ? Лично проживая ее в измененном состоянии сознания, мастер погрузился головастиком-эмбрионом во внутриутробный океан. Который предоставила ему заботливая, качественная матка. И ощутил единство со своей матерью.
Через пуповину он наслаждался свежим воздухом, когда она прогуливалась вдоль моря или в лесопосадочной полосе. И морщился, страдал, задыхался, когда она находилась в помещении, где курили. Отравлялся вместе с ее приемом несвежей пищи. И его также знобило, когда мама температурила, была простужена.
Его сковывал страх, когда мать мысленно тяготилась беременностью. Или обиженная на кого-то плакала. Он страдал вместе с ней. Эта матрица свидетельствует о клеточной памяти. Которая активизируется в человеческой жизни в ситуациях, похожих на БПМ.
Когда эмбриону было хорошо, сознание входило в единый психический план. И летело свободной кометой через всю Вселенную. И мириады звезд озаряли этот счастливый путь. Непостижимые переживания единения с бесконечным космосом, с ощущением себя волшебной галактикой могли сменяться идентичным восторгом микрокосмического существования себя на молекулярном и атомарном уровнях. Ты есть танцующий протон! И это прекрасно.
б. Дао в «хорошей матке».
Здесь Станислав Гроф вводит понятие блаженной, «хорошей матки». Именно в ней эмбрион чувствует себя совершенно счастливым, умиротворенным, от всего защищенным.
Сознание в таком состоянии испытывает Дао, видит райские сады, становится рыбой, плещущейся в чистейшем горном озере, птицей, парящей меж белоснежных облаков, превращается в любое животное, в сам земной шар, во что угодно — восхищающее и наслаждающее.
Клеточная память об этом влечет человека в сознательной жизни испытать подобные чувства беззаботности, безмятежного блаженства, тотальной безопасности. По Грофу, это главная побудительная сила в деятельности людей.
Власть стремится удовлетворить свои амбиции в тотальном контроле, композитор — стать известным на весь мир. В конце сказки должны быть все счастливы, жить долго и без проблем.
При этом никто из стремящихся не может удовлетвориться своими достижениями, потому что сфера их потребностей находится в зоне бессознательного. И полностью испытать подобный комфорт можно лишь прожив в измененном состоянии сознания БМП-1.
Внутриутробно ребенок настолько связан с матерью, что по сути является одним целым с ней. Он от всего защищен, всем необходимым снабжен, во всем удовлетворен. При условии «хорошей матки».
в. О страданиях в «плохой матке».
Если же на плод происходит негативное воздействие — пагубные привычки, инфекции, стрессы у женщины, то он страдает от нападков зловещих демонов, отрицательных сказочных существ. Испытывает чувство страха, беспомощности, увидев сцену задыхающихся в газовых камерах концлагерей узников. Или рыб, агонирующих в сточных водах. Сцены загрязненной среды, водная стихия мутная и наполнена зловещими тварями.
Космос из сияющего становится туманным, опасным. В измененном состоянии сознания люди вдруг узнают о семейных тайнах, связанных с нежеланной беременностью, о попытках избавиться от них.
Физические симптомы, характерные для перинатальной матрицы-1, в «плохой» матке ощущаются человеком, как проявления тяжелой простуды — озноб, першение в горле, ломота в теле, головная боль, еще разные неприятные привкусы во рту, болезненные ощущения в животе.
г. Влияние матрицы на дальнейшую жизнь человека.
Приятные же перинатальные переживания БМП-1 — это основа для формирования в жизни человека счастливых периодов — беззаботное детство, периоды гармонии в супружестве, влюбленность и сексуальность в паре.
Похожие состояния, напоминающие блаженный экстаз в матке, люди испытывают от одухотворяющего творчества. Это произведения великих композиторов, мировая живопись, шедевры архитектуры.
Нуминозные переживания по Карлу Юнгу сопровождают эмбрион в БМП-1. Когда ты превращаешься в чистый дух, бытие, что вне времени и пространства. И тебе открыты знания Вселенской мудрости. Ты компетентен в «знании Того, что дает знание всего» (индийские Упанишады). В океаническом блаженстве хорошей матки мир совершенный, сияющий, одаривающий, изобилующий.
По Абрахаму Маслоу, это пик переживаний, объединяющий чувство целостности, спонтанности, полноты возможностей, отсутствие потребностей, чистота духа и души, инфантильность и зрелость одновременно. И …красота.
3. БПМ-2. Изгнание из рая.
Перинатальные матрицы Грофа последовательно сменяют друг друга. И вот наступает время БПМ-2.
а. Эмоциональные и физические переживания «Тупика».
Под гормональным воздействием в амниотической Вселенной плода возникает беспокойство. А механические сокращения матки создают кризис, дискомфорт, разрывая гармоничный симбиоз эмбриона с организмом матери. Перекрывается поступление кислорода, питательных веществ. Начинается процесс рождения. И ему сопутствуют совершенно другие переживания, носящие характер драмы. Ведь некая сила жестко выгоняет ребенка из благостной обители — материнского лона. Навсегда.
В измененном состоянии сознания ты можешь почувствовать, как меняется атмосфера вокруг тебя. Свет меркнет, краски сгущаются, ты не видишь опасностей, но знаешь, что окружен ими. Вокруг тебя начинается движение, оно усиливается. И вот уже ты попадаешь в воронку, в зловещий круговорот, все дальше и дальше тебя затягивающий. Это некое подобие кроличьей норы, в которую вошла главная героиня сказки «Алиса в стране чудес». И ты не знаешь, чем все это кончится.
По мере усиления мышечных сокращений матки тебя обуревает ужас. То, что вчера тебя любило, о тебе заботилось, сегодня вышвыривает вон. Нарастает паника. Ты проваливаешься еще глубже в бессознательное. И вся тяжесть мира обрушивается на тебя. Еще чуть-чуть и твой череп треснет. И тело от давления со всех сторон превратится в маленький железный шар. Нарастает боль и агония гибели. Физические и психические муки непреодолимы. Состояние усугубляется тем, что ты не можешь этому противостоять. От тебя ничего не зависит.
б. Культурологические архетипы 2 матрицы.
Химические изменения в организме матери рождают ощущения отравленности ядами. Сотрясающаяся матка выбрасывает тебя в пасть архетипического чудовища, в лапы спрута. Ты оказываешься в смертельной ловушке. Ведь шейка матки еще закрыта.
Или ты отправляешься в подземный ад. Там, в преисподней, ты увидишь сходные для многих культур архетипы — испорченная природа с ядовитыми растениями, кровавыми реками. Где пытают, душат. И ты — жертва этих истязаний. Один негатив пропитывает тебя — с чувством вины, страха, отчаяния, хаоса, безнадежности.
В это время ты отождествляешься с греческими мифологическими героями — Танталом, Сизифом, Прометеем, Иксионом
Тебе открываются мученические пытки Иова в Библии, страдания распятого на кресте Христа, переживание Буддой четырех знаков непостоянства перед духовным раскрытием. На пике массовых страданий все это должно приводить и тебя к дезактуализации вопроса: «Зачем меня изгоняют из рая!?»
в. Психология отождествления с коллективным страданием.
С позиций коллективного психического поля ты можешь отождествляться со всеми людьми, переживающими отвержения, попранными, отданными в жертву — войн, голода, болезней. Разворачиваются сцены гибели молодых и красивых в битвах. Ты ассоциируешь себя с сожженными в нацистских печах ВОВ, умираешь с другими в очаге эпидемий, испытываешь беспомощность перед стихийными бедствиями. Так, амниотическая Вселенная превращается в гигантского монстра, в место апокалипсиса, где человеку приходит конец.
В измененном состоянии сознания в этой матрице ты не ищешь выхода, потому что подсознательно знаешь, что его нет. Приходят тягостные мысли, что жизнь бессмысленна, что сегодня благоухающий цветок вскоре завянет, что красивые дети играют, не зная, что все равно умрут. Нарастающее чувство угрозы рождает параноидальное состояние. Кто-то тебя травит, пускает электромагнитные волны, возможно, это внеземные существа проводят эксперимент над тобой.
Так-как в этой матрице много механики, то переживания расширяются созерцанием причудливого мира роботов, жестоких автоматов, где ты потерян. Тебя могут размолоть, раздавить. И физические ощущения очень вариабельные, интенсивные. Это гротескная поза эмбриона, сжатого в тиски. Несносная физическая боль, дикое давление со всех сторон. От лопнутых капилляров на теле образуются кровоподтеки. Выходящий из холотропного транса человек обнаруживает их на своей коже.
Люди, входящие в переживания этой матрицы, понимают бренность своего существования. Нависшая над ними смерть обезличивает суету жизни. Активируются идеи нигилизма. Пред силой уничтожения все беспомощны. Все проходит. И слава мирская тоже. Смерть уравнивает всех. Вы голыми, в страданиях приходите в этот мир. И уходите такими же. И вельможи, и цари, и простой люд.
г. Влияние БПМ-2 на творчество и бытие людей .
Как и все перинатальные матрицы Грофа, БПМ-2 агглютинирует индивидуальные эмоции «тупика рождения» с философией экзистенциальных писателей. Они также очень глубоко прочувствовали безвыходную драму матрицы, например, Сартр в своей пьесе «Выхода нет».
Как считает Станислав Гроф, на тяжесть страдания людей, в частности, при депрессии с симптомами апатии, потерей смысла существования, отсутствием инициативы и жизненных интересов, оказывает влияние пласт бессознательного, запечатлевший эту вторую матрицу.
Кстати, в ней меняется чувство восприятия времени. Уходит линейность. И несколько минут пребывания в смертельной ловушке могут восприниматься вечностью. А если роды были затяжными и шейка матки длительно не раскрывалась, то подсознательную программу ТРАГИЧНОСТИ и БЕССМЫСЛЕННОСТИ жизни человек будет перманентно реализовывать уже после рождения.
Эти проявления его бытия не всегда будут именоваться «Депрессией». Просто может быть чувство отчуждения или глубокая вина за то, что в чем-то ты не состоялся. Или незначительная неприятность провоцирует длительное самоуничижение и разглагольствования о бессмысленности существования.
Так глубоко страдают и герои Франца Кафки. У Ф.М.Достоевского подобные души не могут найти прибежища, чутко воспринимая жестокосердность мира. А вечный жид в «Агасфере» Эжен Сю приговорен «кармой» БПМ-2 к нескончаемому скитанию.
На полотнах художников-сюрреалистов также присутствует эта матрица. Например, в символах-ужасах войны у Франсиско Гойи. Еще в странном мире фантазий Иеронима Босха нас пугают кошмарные сущности. А Г.Р. Гигер, швейцарский художник, создал перинатальный образ «Пожирающей Матери»- гигантской паучьей неземной самки с демоническим инкубатором.
д. Триада БПМ-2. Последствия.
Триада БПМ-2 заключается в ТРОЙНОМ СТРАХЕ — СМЕРТИ, НИКОГДА НЕ ВОЗВРАТИТЬСЯ НАЗАД и СОЙТИ С УМА.
Закрепленное в глубоком пласте бессознательного, это базовое чувство угрозы напоминает периодически о себе в жизни любого человека. Но ум всегда ищет рациональное объяснение этому беспокойству. То сердечный приступ надвигается, то онкология может случиться, потому что в «генетике присутствует». И мысль об этом никогда уже не вернет тебя в состояние умиротворения. Активирующееся всепроникающее чувство опасности провоцирует мысли о помешательстве, потере контроля над психикой. И страх остаться навсегда «психическим» психопатом.
В классической психологии до такого глубокого уровня понимания своих проблем обычно не доходят. Но большой опыт трансперсонального психотерапевта дает нам серьезную помощь. Возможно, перинатальные матрицы Грофа помогут психологам глубже понять своих клиентов.
В частности, все состояния жертвы, запертой обстоятельствами, человек неосознанно отождествляет с фатальной драмой БПМ-2. Особенно эта матрица активна у людей с тяжелыми заболеваниями, с увечьями, потерявшими жилье, подвергшихся стихийным бедствиям. Эти и без того трагичные события зачастую объединяются в подсознании с первичной перинатальной матрицей. И тогда блокируется (или затягивается) выход из них в силу регресса психики на интранатальный уровень.
Более щадящий вариант действия перинатальной матрицы-2 возникает в переживании сложных психотравм — разлуки, унижения в семье и на работе, роль жертвы в обществе, ситуаций лишения, ограничения.
В теле развиваются психосоматические ощущения — жажда и голод, боли на фоне инфекций и операций в мочеполовой сфере, колиты, запоры в прямой кишке. То есть блокируются зоны удовольствия по З.Фрейду.
е. Духовный урок БМП-2.
Все перинатальные матрицы Грофа несут в себе духовные уроки. Для БПМ-2 он заключается в смиренном принятии неизбежных обстоятельств. То, что не увидели писатели-экзистенциалисты за уничтоженным комфортом, предстоит принять вам. Это духовное преображение. И выход из случившегося жизненного кризиса наступит тогда, когда вы поймете, что существование в самообмане счастья абсурдно. С этим надо смириться. И дождаться, когда откроется дверь в новое.
4. БПМ-3.
а. Психофизические переживания 3 матрицы Архетип борьбы.
За счет регулярных маточных сокращений головка ребенка все-таки проталкивается в шейку матки. И несмотря на сопротивление, постепенно расширяет ее. Как только cervix uteri полностью раскроется, плод устремляется в область таза. И наступает совершенно другая по психофизическим ощущением фаза родов — БМП-3.
Пребывающий в измененном состоянии сознания начинает испытывать безумное сжатие тела, головы со всем сторон. Будто его пропускают через гигантскую мясорубку. Или измельчают на шипастой терке. Смятенное состояние беспомощности и страха младенца чередуется с пиковым сексуальным возбуждением. Одновременно он начинает отождествляться с Архетипом рожающей матери. И будучи мужчиной, может чувствовать свой большой живот и гениталии.
Дичайшая агрессия из глубины его психики прорывается, будто вскрытый великаном-хирургом гнойник зла. Он обращается в зверя, берсерка. Одновременно понимая, что не утратил в себе и человеческое. Рожающая мать и младенец, насильник и жертва, бандит и полицейский, он два в одном, как аверс и реверс монеты. Неистовый тиран и революционер, его свергающий, жертва фашистских концлагерей и офицер СС, все это в нем самом. И осознается в трансе.
И приходит понимание, что основная проблема человечества — не в тиранах и деспотах, а в игнорировании внутри себя Тени, скрытого Убийцы. И мощное сопротивление против обнаружения негативного образа внутри.
б. Мифология 3 матрицы.
Далее происходит трансформация символов этой матрицы в мифологические типажи. Зубы превращаются в клыки, из которых сочится яд. И он, зловещий вампир летит по темному небу в поисках жертвы. Или попадает на шабаш с ощущением себя раскрепощенной ведьмой. Все потаенное вырывается наружу. Бесконтрольное сексуальное возбуждение несет его в оргии разврата. А непристойные фантазии будоражат ум.
Прохождение младенца по родовому каналу и секс взаимосвязаны друг с другом. Сатанинские силы вплотную окружают его. Борьба за рождение продолжается и когда слизь, выделения заполняют все отверстия, тело покрывается липкой массой.
А потом ему вдруг приходит простое понимание, что не надо с этим бороться. Что программа его рождения сильнее его самого. Одновременно в памяти всплывают ситуации борьбы за себя, свой имидж, конкуренция. Но оглядываясь на это с позиции перинатальной матрицы-3, возникает понимание, что не следовало бы усложнять жизнь, что борьба была бессмысленной. Тебя откуда-то выгоняли. Так надо. Зачем же ты сопротивлялся? И расходовал силы, делая жизнь менее беззаботной.
в. Физиологические проявления БПМ-3. Связь агрессии и сексуальности.
2 и 3 перинатальные матрицы Грофа схожи ощущением удушья на физическом уровне. Ведь сжатые сосуды перекрывают кровоснабжение — питание младенца. Пуповина может перекрутиться или обвиться вокруг шеи, что усугубляет асфиксию. Сохраняется и нарастает угроза жизни. Но за счет продвижения тела БМП-3 все-таки обнадеживает, что когда-нибудь страданиям наступит конец.
Еще 3 матрица более активная и сексуально окрашенная. Вплоть до возбуждения и оргазма у женщины, который чувствует сам ребенок. Это подтверждает теорию Фрейда о младенческой сексуальности. И не только. Удушье в родовом канале при вхождении в узкий таз создает подобное сексуальному возбуждение. Это агония, переходящая в экстаз, и рождающая трансцендентные ощущения.
Такое первое сексуальное чувство сопровождается болью, тревогой, возбуждением, агрессией. Еще разными выделениями в родовом канале. Немудрено, что БМП-3 в дальнейшем у людей может стать основой для развития множества сексуальных отклонений и расстройств вплоть до криминальной сексуальности.
г. Духовные и мирские символы БМП-3.
Столкновение со смертью и титаническая борьба за рождение, уподобленная катастрофе, создает обилие символов на мифологические, мирские и духовные темы. Сюда входят садомазохистские, агрессивные, демонические, сексуальные и скатологические категории.
- Запредельной мощи бушующие энергии током высокого напряжения проходят через тело, иногда возникает замыкание и чувство взрыва, оргазмической разрядки. Возникают видения техногенных катастроф или извержения вулканов, смерчей, ураганов, цунами, снесение дамб. Армагеддон и гибель Атлантиды также переживаются в этой матрице.
- Под угрозой удушья человек в трансовом состоянии через матрицу-3 знакомится со своей агрессией. Это ярость утопающего в попытках выжить. При этом возможно перенаправление агрессии на себя, внутрь. Саморазрушение, эквивалентное сокращениям матки и сопротивлению в канале, проявляется у человека в чувстве ограничения — физического, эмоционального, в запрете на получение радости от жизни.
- Суперэго у таких людей превращается в жестокого внутреннего судью, что приговаривает к наказанию.
Садизм и мазохизм, как две стороны медали, не отделимы в сознании, переживающем БМП-3. Насилие, боль и удовольствие с разрядкой поселяются в глубочайших слоях подсознания. И активируются в жизни у людей при определенных триггерах, ситуациях, запускающих состояния выживания, борьбы с объединением ролей палача и жертвы в одном лице.
По мере нарастания интенсивности переживаний происходит слияние полярных эмоций. Жесточайшая агрессия и страстная любовь, как жар и лед, теряют границы, все становится аморфным. На смену страдания приходит дикий экстаз, восторг. Его называют вулканическим или дионисиевым.
- Этот переживаемый в родах тип экстаза испытывается в определенных ритуалах — танец Солнца у индейцев, практики флагеллантов и даже на рок-концертах.
- Вулканический экстаз связан с рассеянным по всему телу эротизмом, сопровождаемым возбуждающими образами. И длящемуся долго. Сила сексуальности огромная, она неуправляемая, нет конкретных объектов и целей. Этим переживаниям сопутствуют порнографические сцены.
Человек отождествляет себя с сутенером или проститукой, либо становится известным сексуальным героем — Дон-Жуаном, Казановой, Распутиным.
- Духовный компонент этой матрицы создает видения запредельной сексуальности в виде храмовой проституции, фаллических культов и ритуалов на плодородие. Например, поклонение богу Уду с жертвоприношением ему младенцев. В этой матрице сексуальность и смерть эмоционально близки.
- Встреча с гротескными аспектами БПМ-3 наблюдается в видениях карнавальных шоу с яркими костюмами и будоражущей музыкой. Длительно подавленное напряжение выбрасывается, активируя в психике процесс возрождения.
- Эта матрица ассоциируется с сатанинскими ритуалами, ведьмовскими шабашами за счет объединения сильных эмоциональных и физических ощущений.
Находясь под угрозой гибели в родовом канале, испытывая непереносимую боль, захлебываясь слизью и кровью, возникает угроза обольщения силами тьмы.Пойти на сговор с Нечестивым — это вариант спасения себя. Подобные оккультные практики, имеют корни в данной перинатальной матрице.
- А соприкосновения с выделениями, включая мочу и кал, на последних этапах родов создает видения себя в канализации, облепленного помоями, грязью, сосущего кровь или созерцающего гнилостные процессы вокруг. Или мифологические образы, например, царя Авгия и Пожирательницы Грязи.
д. Мифы с участием БПМ-3.
Эта матрица очень богата духовной и мифологической тематикой по причине интеграции на пике переживаний полярных чувств- смерти и возрождения. Архетипы добра и зла переплетены между собой. Видение страшного Суда, богов смерти Шивы, Кале, Сатаны. Смерть и перерождение несут Осирис, Персефона, Дионис. В нашей культуре умирает и воскресает Иисус Христос. Много жертвоприношений вокруг. Либо себя люди видят жертвами.
Переход от 3 матрицы в 4 часто сопровождается видением все уничтожающего пламени. Все, что старое, что загнило в вашей жизни, должно быть сожжено. Чтобы наступило возрождение. Многие женщины в этой матрице чувствуют огонь в гениталиях, распространяющийся на все тело. Пламя очищения во имя возрождения. Здесь актуален миф о птице Фениксе. Мать и плод проходят чистилище.
г. Искусство на основе БПМ-3.
Сильные чувства, сопутствующие БМП-з, являются мощным источником творчества для поэтов, писателей, музыкантов и художников. Трагичные эмоции, приближенные к сумасшествию у героев Ф. Достоевского и в пьесах У.Шекспира. В философских произведениях Ф.Ницше представлены дионисиевы тенденции и одержимое стремление к власти. У Леонардо Да Винчи мы знакомимся с дьявольскими машинами.
Нас потрясают кошмарная продукция сюрреалиста Франсиска Гойи. Оперы Рихарда Вагнера — «Тангейзер», «Гибель богов», «Валькирии» с оргиастическими, магическими и жертвенными секвенциями ярко выражают характер этой матрицы.
Мощный конгломерат из драмы, секса и насилия привлекает многих режиссеров к этой динамичной контрастной матрице.
д. Связь с постнатальными событиями и ощущениями.
В постнатальной жизни эта матрица активируется у людей, участвующих в войне, и приводящая к эмоциональным нарушениям. А для тех, кто когда-то участвовал в сражениях, воспоминание их активируют скатологические, агрессивные и сексуальные аспекты матрицы.
Прыжки с парашютом, американские горки, гонки, охота, сексуальные переживания при изнасиловании, скатологическая активность при посещении свалок или при приучении к туалету также задействует эту матрицу.
Для ее переживаний характерно чувствование эрогенных зон по Фрейду, связанное с удерживанием напряжения и последующим расслаблением. Это откусывание, глотание пищи на оральном уровне. Еще рвота, как акт очищения. Освобождение от газов и дефекация — в анальной области. Мочеиспускание — в урогенитальной. И в генитальной — сексуальный оргазм.
Эта матрица — хранилище будущих психических проблем, включая сексуальные перверзии, саморазружающее агрессивное поведение. Фобические реакции, истерия коренятся в этой полной противоречий матрице.
5. БМП-4. Матрица Свободы.
а. Последний этап родов.
Перинатальные матрицы Грофа венчает БМП-4. На пике напряженной борьбы за выход из родового канала младенец наконец-то вырывается вовне — головой, плечами. Затем всем телом выходит из таза. С матерью остается только соединение с пуповиной, которую в итоге перерезают. Ребенок делает первый вдох. Раскрываются легкие, кровь теперь самостоятельно перенаправляется в органы и ткани.
б. Архетипы смерти и возрождения в трансперсональном опыте.
Тема смерти и возрождения также активна в этой матрице. Мерзкие, гневливые твари еще протискиваются к нему в тазу, когда давление со всех сторон нарастает. И его, окруженного нечестью, продолжает куда-то нести. Он погибает.
А потом он оказывается в ином мире. И чувствует себя без ужаса и тревоги, по-другому. Возникает ощущение сопричастности к общему — он среди тех, кто распят на кресте. Он мучается. И видит Око божье, скорбящее слезой по каждому страдальцу на этой земле. И он снова умирает, но не один — со всеми. В это время руками акушера ему перерезают пуповину.
А после смерти каждого вдруг возникает восхитительная музыка. И пение Ангелов, возгласивших о воскрешении. И все начинают подниматься, оживать. И процессия из людей идет к прекрасным соборам. А потом они приближаются к Свету — выше и ближе.
И вдруг плащаница Христа касается Его и всех людей. И он превращается в атом, наполнившись любовью, покоем, миром. Музыка прекращается. Зато все заполняет Великий Свет. Он оказывается в центре Бога, став пребывающим в Боге. Понимая, что Он и есть Бог.
Спустя неизвестно сколько времени он начинает опускаться в другой мир невиданной дотоле красоты. И хор вторит ему: «Ничего не желай. Ничего не ищи». Возникает чувство, что » вся жизнь — в одном. И что река этой Жизни на самом деле течет в уста Божьи. И что между людьми нет различия, будь то друзья или враги, черные или белые, мужчины или женщины, — все является единым«.
Это был трансперсональный опыт переживания БМП-4 одного священника.
в. Смерть Эго.
Кульминацией БМП-4 является смерть эго. Того самого параноидного, отделяющегося от общего мира ложного эго, которое формируют 2 и 3 перинатальные матрицы Грофа. За счет опасных ситуаций, в которых эмбриону надо выживать самостоятельно. Там Эго принуждали быть сильным, чтобы устоять перед враждебным миром.
Эти матрицы формировали понимание человеком, что ему всегда чего-то не достает, что надо за чем-то гоняться — деньгами, проектами, целями, доказывать что-то другим. И это бесконечно. И все равно никого никогда не успокоит. Ибо мир вокруг, точнее, внутри этих матриц, крайне негативный, опасный, уничтожающий.
А 4 матрица знаменует смерть Эго — драматичную от потери привычной враждебной среды 3 матрицы, истеричную, как первый крик младенца, катастрофичную на фоне его самостоятельного вдоха.
б. Смирение — путь к Свободе.
Наплывающие образы прошлого и настоящего с оценками собственного опыта вызывают у тебя чувство отчаяния, понимания, что ты — неудачник. Что ты не сможешь изменить ситуацию. Ведь все рушится, потеряны опорные жизненные точки — любимые люди, успехи, мечты, достижения. И только СМИРЕНИЕ (главный враг ЭГО) из состояния отчаянного НИЧТО открывает Путь к свободе. Тогда и открывается соединение с трансперсональным, ты понимаешь что сам участвуешь в Боге…
Ударившись о дно, в полном бессилии, вы смотрите вверх и видите нисходящий на вас спасительный Свет. Очищенные от всех тягот, мы способны впустить в себя любовь — ко всему живому. И люди становятся братьями. Как бесполезная суета воспринимаются высокие амбиции, ориентация на власть и статус, акцент в жизни на материальное благополучие.
в. Мифологические и духовные символы 4 матрицы.
Мифологические и духовные символы для БМП-4 очень разнообразные. Смерть эго отождествляется с жертвоприношением младенца в пламя Молоха. Или вы становитесь жертвой богини Кали. Либо вы возрождаетесь в союзе с Осирисом, Дионисом в греческих мифах.
3 и 4 перинатальные матрицы Грофа объединены, конечно, страданиями. Но пережив их, в конце 4 матрицы человек испытывает радость. Он ликует. Возникают видения Тезея, победившего Минотавра, или Георгия Победоносца, поразившего Змея. Созерцание ослепительного Света, божественных существ. Переливы синевы на небосводе, чистая духовная энергия, Высший разум, Ангельские божества встречают вас. Архетип Божественной матери проявляется образами Девы Марии, Лакшми.
Происходит интеграция индивидуального сознания с творческим принципом Вселенной. Как в древних индийских писаниях, Джива (индивидуальное) увядает, человек радуется соединению с Божественным «Я» (Атман), которое входит во Вселенское «Я» (Брахман).
Духовное возрождение похоже на океаническое блаженство БМП-1. Потому что соединение с хорошей грудью (союз с матерью) похож на хорошую матку 1 матрицы. Эти переживания сосуществуют. Реальность принимает форму божественного. Мы единимся со всем существующим, верх одерживают ценности естественной красоты и простой жизни. Что отражено в произведениях философов — Жан-Жака Руссо, Генри Дэвида Торо, также в Дзен-буддизме.
Освобождаясь от параноидного восприятия мира, мы снимаем с себя фильтры искажения реальности. Сенсорные каналы активизируются. Мир воспринимается сильным, живым, приятным, как будто мы все видим в первый раз. Даже самое обыденное воспринимается волшебным. Открываются новые пути общения с привычным — близкими людьми, природой, творчеством.
в. Постнатальные переживания БПМ-4.
Когда удачно завершается трансформация через смерть-возрождения, человек, по А.Маслоу, начинает проявлять свою высшую природу, при этом испытывает глубокое расслабление, безмятежность, удовлетворение, покой.
Если же БМП-4 не пройдена или искажена, то «открытие своей божественной сути», привязанное к эго и телу, рождает манию величия вплоть до психоза. Это сигнал к доработке этой бессознательной матрицы.
Переживающие в регрессе БМП-4 вспоминают события из своей поздней жизни, отождествляющиеся с победами, выходами из кризиса. Война завершается триумфом, преодолено главное препятствие на пути к цели, ты встречаешь любовь своей жизни.
Замечено, если роды были легкими, то и программа преодоления жизненных проблем будет одноименной. Осложненные роды — щипцы, анестезия, кесарево, стимуляция, преждевременные — программируют человека на трудности в реализации планов и преодоления препятствий.
Согласно Фрейду, человек испытывает в этой матрице удовлетворение эрогенных зон — утоление чувства голода, качественная дефекация после запора, расслабление после оргазма.
6. Какое значение имеют перинатальные матрицы Грофа для эволюции человеческого сознания.
Таким образом, четыре перинатальные матрицы Грофа связывают область индивидуального подсознания с коллективным бессознательным полем. Трансперсональные переживания, выявленные через БПМ, расширяют наше представление о возможностях человеческой психики, которая не ограничивается одним мозговым субстратом.
Доступ через перинатальные матрицы к единому источнику Знаний о всей Вселенной, переживание трансцендентного опыта, направляет Сознание всего человечества в сторону ЭВОЛЮЦИИ через духовный аспект Бытия.
Почему ускоряется Время. Как продлить своё БЫТИЁ.