Содержание
1. Дорога к обители святого Иоанна.
В конце марта Питер занесло снегом. Но весну не унять. И в ясный, окутанный тающей белизной день, датированный 30 марта 2023 года, я спонтанно, перед работой решила «забежать» в Иоанновский монастырь. Чтобы поставить свечи своим близким. При этом я даже не подозревала, что не формально окунусь в историю его основателя, узнаю про усыпальницу, где «покоятся мощи Иоанна Кронштадтского».
Я живу недалеко от Карповки. И мне рукой подать до православного заведения. Но в этот раз, увы, «не бежалось» в монастырь, а медленно, с осторожностью шлось. Вынужденно, ведь под талой водой лежал жесткий лед. Рабочие с крыш сбрасывали снег. И военный мужчина давал громкие распоряжения прохожим держаться безопасной стороны.
Я почувствовала себя собранной, сосредоточенной на 2 целях. Во-первых, осознавать ноги, чтобы не упасть по пути в храм, а во-вторых, еще и насладиться красотищей вторгшегося в весну белозимья.
2. Вышние Знаки.
Мне было так интересно обозревать истонченную в полупрозрачный узор белизну, нахлобученную на древесные скелетики. Еще я с удовольствием слушала безмятежную капель, заглушающую не по сезону, не в тему возникшие допросы рационального холода.
Вдобавок Знаки свыше удивляли шествующего в гости к Чуду.
Вот утонченная белая длань (не все мощи Иоанна Кронштадтского) меня лучезарно поприветствовала, разделяя с живыми восторг от облагороженной природой городской красоты (см. фотографию)
Белое убранство виднеющегося вдали Иоанновского монастыря на Карповке 45 меня приостановило, чтоб сделать еще несколько фотографий. А длинная сосулька — указка повторно напомнила мне, чтоб я все-таки смотрела себе под ноги.
Я ощутила незримо оберегающий тебя дух по дороге в храм. «Какой одухотворенный весенний день. Он тебя не балует, не расслабляет, а дисциплинирует, к рассудительности взывает. И благородным быть наставляет»- подытожила мысленно я.
3. Внимание, начинается «урок».
У входа в монастырь, когда я вдруг суетливо начала толкать ручку двери туда-обратно, будто забыв, как правильно входить в обитель, у меня сложилось четкое понимание, что я «иду учиться». При этом в мозгу возник образ себя одиннадцатилетки, что внимательно на уроке слушает учителя истории. Или не на уроке, а в краеведческом музее.
В контексте духовной задачи дня, я, естественно, не смогла попасть в ранее знакомый мне верхний храм 12 апостолов. Все было закрыто.
Тогда я с купленными свечами отправилась искать место, где можно поставить их. И сама не заметила, как оказалась в крипте, в нижнем храме. Фрагментированное на блоки с низкими потолками светлое помещение не произвело на меня впечатления даже из любопытства. Но только до тех пор, пока я не стала интересоваться обширной информацией, сосредоточенной на скромной кубатуре.
Похоже, что это музей. В нескольких залах расположены стенды с фотографиями матушки Ангелины и отца Иоанна — в окружении родственников, знакомых; статьи из СМИ, освящающие православную деятельность Иоанна, факты его биографии.
Неотразим батюшка в окружении любимых прихожан. Есть его фото с супругой. Экспозиция личных вещей, включая подарки от царя Николая II и его жены для И.Кронштадтского, впечатляют.
4. Педагогическая духовность налицо.
Напротив входа в нижний храм у иконы св. Иоанна я стала ставить свечи за здравие своих близких. Вообще была растерянность в душе, какой-то неловкой, угловатой я себя воспринимала. Учить да учить такую надо. Чему?
Вот, например, зачем я стала зажигать свечи от центральной лампадки. Я как будто здесь всё забыла. И обожглась, неумеха, на адресованной себе. Наверное, это Знак.
Так, для моего ребенка, что как личность всегда в центр метит, свеча зажглась нормально, даже с наклоном к лампадке. А у меня — нет, отклонилась, наоборот, к краю. И тут ко мне с нотацией подоспела «зрелая» прихожанка, строго посмотрела в лицо и сделала замечание: «Нельзя от лампады зажигать — только от свечей». Видимо, моя задача — «загораться», вдохновляясь от других. Может быть, и зависеть от них, не отрекаться от помощи людей. Урок, однако.
В этом нижнем храме я стала все явственнее в себе замечать какую-то детскую неуверенность в своей компетентности. И подкрадывающийся страх, что тебе поставят плохую отметку. Или накажут. Отследив внутренние ощущения, я поняла, в чем дело — здесь присутствует дух педагогики. А я — ученица, которой многое интересно.
Кстати, батюшка Иоанн на протяжении 32 лет преподавал — сначала в уездном училище, затем в гимназии. Может, причина в этом?
5. Где же мощи Иоанна Кронштадтского?
Далее я, что нарекла себя «школьницей», прокралась буквально «на цыпочках» в залу-усыпальницу, где хранятся «мощи Иоанна Кронштадтского». Так любопытно стало. «Здесь какая-то тайна» — подумалось. В проходе стояли две женщины с молитвословами. А я из-за их спин заглядывала вглубь, не решаясь войти. И ничего не понимала.
Усыпальница стоит. Но я не чувствую, что в ней есть святые признаки, то есть мощи Иоанна Кронштадтского. У меня возникло впечатление, что я регрессировала психологически на шестилетний возраст, активно шагнув в залу. И стала разглядывать двух мужчин, стоящих на коленях перед усыпальницей, бормочущих, вероятно, тропарь. Один из них был в военной форме.
Потом я зачем-то стала нюхать воздух, но и там почему-то не пахло святыми мощами. А как они осязаются? Кто знает. Я пожала плечами от недоумения от своих мыслей и действий — интуитивных.
Затем я поближе подошла к месту, где «мощи Иоанна Кронштадтского принимают мольбу» вопрошающих. Но испытала индифферентность. И потом я, как собачонка-ищейка, пошла нюхом что-то разведывать. О, боже, что сейчас со мной, еще до входа в усыпальницу бывшей более-менее адекватной?
В общем, по наитию я уперлась в правый внешний угол храма. И захотелось руками, как лапками, начать скребсти именно в этом месте. «Там мощи, но не под полом — глубже». Мне стало нехорошо от позиции Свидетеля своих интуитивных намерений.
«Пора уходить, а то «скулить» начнешь в поисках ауры великого Учителя. Может, там не мощи Иоанна Кронштадтского. А клад. Прекрати страдать»- убеждала я себя.
На всякий случай я повторно подошла к усыпальнице. Но опять ничего не почувствовала. Зато обернувшись напоследок в тот правый наружный угол, я вспомнила, что месяц назад снимала на видео небо у Иоанновского монастыря как раз в этом месте. И рассказывала людям на канале, что здесь можно произносить свои просьбы, писать мысленно свои желания. Тут типа «портала» существует, где верхний мир хорошо нас слышит. Так чувствовалось мне тогда. А сейчас тем более, ведь я узнала про усыпальницу и мощи Иоанна Кронштадтского.
6. Такая детская любознательность разыгралась в обители духовного педагога.
Поднимаясь вверх по лестнице я вдруг остановилась у трех икон с изображением святых. И опять в голову влетела пытливая мысль: «А почему у них одинаковые глаза, носы, губы? Одно лицо на троих! Разве может такое быть? Надо у кого-то обязательно спросить».
Но я вовремя спохватилась. Что за ясельная непосредственность? И вспомнила строгий взгляд нравоучающей меня прихожанки. Поэтому поджала «хвост», точнее, прищемила язык. Нет, что-то мне не нравится происходящее тут со мной. С одной стороны, море любопытства, с другой — самоограничение, грозящее неврозом.
7. Куда без помощи Бога? Встреча с грешком.
Следующий этап — мне необходимо было поставить свечки за упокой уже на первом этаже. Здесь вроде все проходило легко. Только вспомнились двое «трудных» детей в папином и мамином роду, с которыми их матери «настрадались, тянув тяжелейшую лямку». И ни одна из них не была верующей. Они к Богу за помощью не обращались, были сами с усами. И не справились…
Зато папина мама была автократично набожной. Другой крен. И меня принуждала заучивать молитвы, петь церковные песни, вообще «директивила» так, что у меня психосоматика на нее развивалась. От ее свечи я и папину зажгла. Бабушка над нами довлела. И этим отталкивала от себя.
Очень важно не только самой много знать, уметь. Но и рьяно в других это не вдалбливать. Всё добровольно должно усваиваться, по согласию. То есть от сердца помогать — спокойно, естественно, с любовью. На этой мысли я услышала грозный комментарий у себя за спиной. Опять содрогнулась: «Что не так я сделала?» И оглянулась.
Но выдохнула. Это не меня критикой стегают. Та самая девушка, что и в нижнем храме вровень со мной шла, попала под раздачу. Она так демонстративно, громко молилась там, что привлекла внимание всех. И здесь опять рядом со мной оказалась.
Продолжая практиковать в молитве резкие гимнастические наклоны, она вызвала недовольство уже служительницы среднего храма. Та начала на повышенных тонах нравоучать её, показывая, куда пальцы класть при молитве и как правильно поклоняться иконам. Феноменально спародировав мою бабушку. Вот, как не надо людей учить.
Я быстренько утекла прочь от «преследующего» меня грешка в образе старательной девушки — темном, худосочном, похожем на чертенка.
И мне стало ясно, что за Знак это был. Ты грешна похожим, когда чрезмерно, вплоть до напряжения, стараешься. Это не любовь к себе, это тревожность. Поэтому похвалы не жди. Будет осуждение…
8. Второй «фигуристый» грешок под вопросом.
Еще заметила, что иконы, фотографии в музее, все представлены, в основном, мужскими образами. Пусть тогда у меня будет день почитания Святых мужчин. И Бога в каждом несвятом мужчине. А они сегодня на тебя, ох, как обращали внимание. Не в храме тобой обо этом подумано…
А может, это второй грешок, а? Так точно. Еще один бесполый чертенок в черном развалился на лавке в фойе монастыря. И контур моего идущего к выходу тела очертил оком недоброй критики. Прав, черт его подери, точнее, её! Грешок вырисовался, однако. Пальто хоть и темное. Но фигуру-то обтягивает. А вдруг кого искушает. Сознайся, ты ж не специально его одела? На работу ведь собралась? О, да…
9. Дух монастыря торжествует.
Ура, я на улице. И покинула нижний храм. Там плохо под полом кому-то. Или я внушила это себе, не сфотографировав саму усыпальницу. Тогда лучше с голубями «поворкую». С другой стороны этот бесподобный Иоанновский женский монастырь запечатлю.
А сейчас «духовной» ученице пора на работку. И прихвати по пути ракурс небушка с полумесяцем, заглядывающем в старое окно. И что-то ты проголодалась на фоне пережитых в Иоанновском монастыре эмоций. Тогда пару булочек купи. А вечером в интернете про усыпальницу и мощи Иоанна Кронштадтского дополнительную информацию посмотри. Растеребила тебе душу «тайна» этого нижнего храма.
10. Интуитивные отношения с Иоанновским монастырем.
P.S: У меня, действительно, непростые отношения с этим монастырем. Часто его фотографирую. Но захожу редко. Помимо фундаментальности на нем лежит печать трагичных флэшбэков, по моему интуитивному восприятию.
В свое историческое время ему нанесли грозные побои. И монашек в ссылку отправили, а часть расстреляли. Разграбили в 1922 году святую обитель. И в сталинскую пятилетку безбожия замуровали нижний храм. К тому же мощи Иоанна Кронштадтского обесценили. А монастырь под институт оборудовали. Натерпелись все. Вероятно, поэтому там витает дух автократичной педагогики. Без ожесточенного сердца?
Еще иногда я интуитивно волочусь к монастырю, но встаю на другом берегу реки Карповки. И жду чего-то. Подсказки? От кого? Может, от святого Иоанна. Он ведь при жизни имел дар прорицания.
Это происходит накануне трагичных событий.
В частности, видео записала, созерцая светящуюся обитель. И пришла к монастырю за сутки до убийства жены настоятеля храма Святой Живоначальной Троицы «Кулич и Пасха» свечником из их лавки. Причина раздора по данным СМИ — в том числе и пороки божьих служителей.
Кстати, о пороках. Рядом с обителью есть супермаркет Лента. В один из будних вечеров у нас образовался затор в очереди. Потому что впереди меня осуществляла покупки пожилая монашка из этого монастыря. Её большая тележка была с верхом заполнена продуктами. И при расчете у женщины не хватило денег на карте — надо было от чего-то избавляться. Тогда вопрос ГРЕШКА встал ребром.
Я наблюдала, как мечется она, выбирая, что оставить, а что вернуть. Возможно, консервированные ананасы. Или маринованные грибочки с сыром «Пармезан». Нет, лучше возвратить шампиньоны с бедрышками куриными. Авокадо выложить что ли обратно? А конфеты рука просто не поднимается отдать. Взгляд у церковного служителя бегал туда-сюда. Привязан, к сожалению, любой человек к мирскому, материальному.
Людям было неловко от созерцания этой картины. Три больших перегруженных пакета пожилая женщина потащила сама, не вызвав такси. И никто в очереди не вызвался ей помочь. Это равнодушие? Нет, скорее, смесь удивления с разочарованием. И интуитивная реакция на грех человека, маленький порок священнослужителя…
11. «Не пускали на праздник».
Еще интересный случай произошел со мной. Медицинский центр, где я уже полгода проработала, отмечал новогодний праздник в здании рядом с Иоанновским монастырем. Минут 10 ходьбы от него. И что вы думаете? Я так заплутала среди знакомых улиц, будто в сновидение попала, шла как наощупь. Стемнело. Телефон внезапно сел. Обращалась в этой связи к людям. Но и они терялись и указывали в сторону, не соответствующую реальному месту.
12. Пора обретать мощи Иоанна Кронштадтского.
Об особой роли Иоанна в воцерковлении Санкт-Петербурга писал известный проповедник протоиерей Иоанн Восторгов: «Этот город богат, красив, в нем бьет ключом жизнь государства. Но было в нем доселе что-то ненародное, нецерковное, что-то неродное и холодное. Туда отправлялись по самым разным делам. Не ехали только с одной целью — на богомолье, на покаяние для очищения совести«. А с Иоанном Кронштадтским тогда все преобразилось.
Теперь же подлинно верующих по известным современным причинам поубавилось. Бесовской эгоцентризм тому причина. Снова становится чужим, ненародным, деловым, не во имя чести и славы, а прибыли ради Санкт-Петербург.
Как не хватает сейчас бескорыстного духового труженика отца Иоанна, что последнюю рубаху страждущему люду с себя снимал. Проникновенным добрым взглядом в каждом заблудшем сыне он уважение пробуждал. И на новый путь спокойным верным словом святой праведник наставлял.
Великий целитель, проповедник Иоанн Кронштадтский оставил нам свое пророчество об утрате его мощей и ОБРЕТЕНИИ их ВНОВЬ в очень тяжелое для русских людей время. И будут бесконечно пребывать истинно верующие к монастырю. И очередь к святой обители выстроится от самой Александро-Невской лавры.