Содержание
1. Александр Ширвиндт и Работа глаз.
Если бы я взялась красками выносить на холст интуитивное восприятие личности известного советского и российского актера, режиссера, сценариста, то, наверное, Александр Ширвиндт ассоциировался бы у меня с ДВУМЯ БОЛЬШИМИ ГЛАЗАМИ…ВОРОНА (хоть внешне больше похож на филина или котика) — мудрого, самодостаточного, снисходительно взирающего на нашу суетливую реальность. Редко подмигивающего человеческой глупости.
Глаза, что с подмостков смоляных волос, так невозмутимо проникают в сумрак человеческой души. Балансируя на воздушной линии мерно шагающих слов. Глаза, знакомые с социальной тьмой. И с помощью крылатой фигуры бровей делающие мину очередной плохой игре.
Так входит в сердце зрителя его талант, его сатира. Формируя там ритм благоразумия.
2. Не манипуляции, а ТРАНСФОРМАЦИЯ зрителя.
А наш оценочный ум в это время обескураженно ищет конкретные (визуальные, аудиальные) подтверждения столь необъяснимым реакциям внутри. Также их внешнему сопровождению. Когда рот сам в гримасу улыбки собирается, тело от горчащего смешка содрогается. А мозг для дум серьезных пробуждается даже у современного зрителя, так привыкшего к восхищению легковесными фантиками.
Ведь нет кривлянья и гиперактивности — актер стоит, сидит. Прохаживается. Молча смотрит (зато как!) Совсем немногословен, не выдает мимических конвульсий. И ярко не разноголосит, в речи придерживаясь фирменной интонации души. И результат при этом неподражаемый!
3. «Самый обаятельный и привлекательный».
В этой связи я вспомнила прекрасный художественный фильм с его участием — «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 года выпуска. Супруг психолога зашел, увидел, победил. Эффект произвел своей так эстетично изображенной неверностью.
И сдвинул дело с мертвой точки, одним взглядом, позой высветив в мишуре заблуждений квинтэссенцию блёклой глупости: «Натаскивая себя на чуждую модную цель, ты неминуемо испытаешь разочарование. Но этот опыт и есть Путь к себе. Единственный.
Феноменально сыгранный, комично продернутый порок, который просветляет. Нет, это громко сказано, скорее, отрезвляет, возвращает вменяемость — человеку или группе лиц. Целому залу зрителей. Всему обществу!
4. И время, и родина для таланта Ширвиндта.
Александр Ширвиндт со своим талантом родился вовремя — в период СССР. И я думаю, что благодаря стране он и смог раскрыть свои уникальные актерские способности. В сегодняшней гонке за подкорковым успехом он остался бы стоять на стартовой черте, глазами ворона созерцая БЕГ сумасшедших.
Тогда, во время расцвета его таланта, государство отвечало за каждого человека, демонстрируя его полезную значимость. Не пугало непредсказуемостью будущего — наоборот, обнадеживало в отношении перспектив на завтра. Авторитетному родителю — Правительству верил его ребенок-народ. Наивно, на 100%.
По этой причине у людей не растормаживались животные инстинкты — выживания, конкурентной борьбы. Ни на жизнь, а на смерть.
За счет крепкой стены гиперсоциальных установок и правил, любой гражданин мог уделить внимание себе, своей душе. Найти любовь на всю жизнь. И выбрать по призванию профессиональную стезю. Конечно, в рамках усредненного, приемлемого. Благо, были идеалы, адекватные ценности, ориентированные на общество.
Все специальности считались уважаемыми. Поэтому, если хочешь быть актером — будь. Разумеется, при наличие таланта. А нет его в этой области — реализуйся в ином. Ведь «Я, Ты, Он, Мы — ХОРОШИ и РАВНЫ» по отношению друг к другу и пред Государством-отцом. Соблюдались базовые постулаты психологии. Хотя о ней меньше всего говорилось.
5. О поколении мастеров.
На этой основе выросло, раскрылось, дало долговечные плоды поколение мастеров, к которым принадлежал Александр Ширвиндт. В своей явственной, самобытной плоти.
Его герой-любовник ненавязчиво, под юморок «лечил» похотливые стороны личности его публики (пусть и скрытые), укрепляя желание быть верным своему партнеру, заботиться о семье.
Сегодня, в день ухода (не хочу называть это смертью) Ширвиндта-педагога, мне интуитивно захотелось опубликовать букет фотографий профессионала с датой его рождения.
6. Мир Александра Ширвиндта рядом…
По легенде, древний ворон обладает способностью функционировать в двух мирах. Возможно, Александр Ширвиндт совершил свой естественный переход, чтобы продолжить немигающим оком своей сатиры подсвечивать истощенный пороками подлунный мир людей.
Уже из коллективной психической памяти, где заслуженно занял достойное Вечности место…