Содержание
1. Притча про трех смеющихся дервишей.
Есть прекрасная притча о медитации смехом. В ней три смеющихся дервиша путешествовали по свету. Там, где они появлялись со своим хохотом и танцем-кружением, люди реагировали на них и тоже начинали смеяться. Это был необычный смех — безудержный, трансовый, освобождающий, расслабляющий, преображающий и меняющий качество жизни всех, кто в него вовлекался. Он вырывался из самого центра человека и волной уходил вовне. Все пространство сотрясалось и купалось в нем. Результатом подобной медитации было очищение, расширение границ личности, соприкосновение с божественным в себе.
И вот однажды один из дервишей умирает. Вокруг собирается народ в предвкушении траурной процедуры. Это традиция, которую «все» люди соблюдают. Скорбь на лицах, молчание, горестное всхлипывание. И вдруг…взрыв хохота, мгновенно вытесняющий гробовую тишину.
«Что это?»- люди обескуражены происходящим. Да это два дервиша как дети, кружась, смеются по усопшему, наполняя пространство вибрациями любви, вовлекая других в круг медитации. И все поневоле начинают улыбаться, а затем и хохотать. Хохотать до румянца на щеках, до хаотичных всплесков руками, до визга, до крика, до рыданий. И это состояние захватывает всех в единый поток, теряется чувство принадлежности себе. Уже нет твоего тела, есть тотальный смех, в котором растворяется «Я» каждого, есть единый божественный источник.
2. Освобождение от психофизического напряжения во время медитации.
Я так подробно описываю процесс данной медитации исходя из собственного опыта, который приобрела на телесно-ориентированных тренингах по освобождению тела. Освобождению от чего? От мышечных зажимов и даже панцирей, где были заморожены подавленные эмоции. Никакими рациональными методиками, включая когнитивные, поведенческие техники, подобного результата не достигнуть. В грязный сосуд что не вливай, все равно прокиснет. Чтобы рана затянулась, ее надо очистить. Это знает каждый хирург, вскрывающий болезненный гнойник.
Тождественный этому процесс происходит и на эмоциональном уровне. Душевная рана начнет заживать под эгидой новых убеждений, отлаженной самооценки вкупе с формированием новых поведенческих реакций. Только прежде должно произойти отреагирование, то есть выброс вовне старой негативной эмоции.
И способствуют этому не только индивидуальные психотерапевтические методики (гештальт, психодрама, недирективная клиенто-центрированная психотерапия, психоанализ), но и групповая работа.
3. Почему смехомедитация самая экологичная для организма.
Например, в динамической медитации Ошо в третью фазу участники прыгают, хаотично вздымают руками, выкрикивают нечленораздельные звуки, слова, включая бранные, чтобы освободиться от внутреннего мусора. Все это требует неимоверных усилий, особенно тяжело приходиться новичкам. В медитации Джеббериш, где группа громогласно «изрыгает» из своего нутра не слова, а всякую абракадабру, тоже не за один день навык спонтанности формируется.
Самым конгруэнтным видом медитации для физиологии нашего организма является смехомедитация. Это на 100% экологичная для личности форма снятия эмоционального напряжения.
Есть шанс, что волна смеха, как антибиотик широкого спектра действия проникнет во все уголки души, где обитают разные эмоциональные инфекции и нейтрализует их. И вдобавок он наградит организм эндорфиновым праздником и серотониновым настроем на счастье, покой и умиротворение.
4. Личный опыт групповой медитации смехом.
Моя первая встреча с терапией смехом произошла в кругу соратников по «духовному развитию». Наш коллега, тоже активно работающая над собой личность, отважился провести с нами это упражнение. Фоном служила магнитофонная запись группы, уже смело медитирующей смехом. Впервые услышав их, я напряглась и подумала, что никогда не смогу даже симитировать этот визг, вой, бешеный хохот, несущийся на нас из колонок. Но я ошибалась. Это мое эго так защищалось от перемен.
Все оказалось намного проще, ведь я умела даже громко смеяться, но в кругу тех, кого знала, кому доверяла, с кем было легко. И в группе нашлась закатившаяся хохотом «запевала», которую мы начали невольно поддерживать хихиканьем над ней. Я даже не заметила, как стала хохотать, раскачиваясь туловищем, закашливаясь, как будто из меня какая-то зараза выходила.
А потом подключились рыдания. Они смешались с хохотом, живот трясся, я дышала быстро и глубоко. И уже не было сил умом контролировать этот процесс. Из поля моего наблюдения пропал канал, по которому выходил вовне смех. И в этот момент я потерялась, я вошла в медитативное состояние, я очутилась внутри смеха, я стала самим смехом…
Закончена активная фаза. Свободно распластавшись на полу, без единой мысли в голове, в какой-то внутренней тишине ты созерцала мир. Было чувство, что вибрация смеха протрясла каждую клеточку твоего тела, каждую молекулу твоей души, отмыла ум от мыслей-паразитов. Сделалось тотально расслабленно и легко. Удивительным состоянием укутало меня одеяло медитации. Закономерно родился вопрос: «Как же подольше его сохранить?»
5. О регулярности медитации смехом.
Как? Да чаще смеяться — над собой, над своими «сурьезнейшими» проблемами. И даже… над потерями, над горем с утратой. В этой связи цитирую Джебрана Халиль Джебрана:
Чем глубже твое горе проникло в тебя, тем больше и радости может вместиться в тебя. И тот же самый колодец, из которого поднимается твой смех, был часто заполнен твоими слезами.
Смех. Слезы. Это человеческий ум дал определение им, приурочив к определенному эмоциональному состоянию. Они же являют собой единый процесс. Ведь может случиться и злорадный смех, и смех до слез, и радостные рыдания. Во время смехомедитации же образуется внутренняя пустота, которая вмещает в себя все состояния.
А уж какой дальше делать выбор — в сторону невротичного смешка над чьим-то недостатком, являющимся по сути собственной проекцией, или в пользу спонтанного гармоничного смеха — каждый решает сам.
Юрий Никулин, например, сделал смех своей профессией…